Куда девать разбитый градусник: расследование, которое привело к сенсационному открытию и… завело в тупик
Утро главного редактора газеты «Ва-БанкЪ» началось со звонка читательницы: она интересовалась, куда ей отнести разбитый градусник. На этот простой вопрос ответ пришлось искать в течение месяца. За который мы выяснили много интересного.
В Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области нам выдали список компаний, которые занимаются сбором и утилизацией опасных отходов.
Мы сели за телефон. В «Университете экологических проблем» никто так и не взял трубку ни в первый, ни во второй день. В ЗАО «Полигон» и ООО «Мерк» заявили, что больше от населения ничего не принимают.
Экс-директор компании «Мерк» Борис Усенко пояснил, что с 1 марта 2022 года все отходы первого и второго классов опасности по закону должны проходить через ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО).
«Раньше мы просто принимали градусники и лампочки от населения, сейчас мы работаем только с юрлицами. Жители должны сдавать опасные отходы либо в управляющие компании, либо в приёмные пункты, которые организованы органами местного самоуправления. По новой схеме порядок следующий: те юрлица, у кого образовались, например, ртутные лампы, заключают договор с федеральным оператором, делают заявку, он передаёт нам поручение, и мы приезжаем и забираем», — рассказал он.
На просьбу оценить новшество Борис Усенко был предельно откровенен:
«Большего бардака, чем создано, я еще не видел. Такое ощущение, что создали структуру для осваивания миллиардов. Например, по термометрам конкурс выиграла организация из Санкт-Петербурга. Разбили два термометра в садике, теперь они должны обратиться к федеральному оператору и оплатить доставку до Питера», — отметил он.
По совету Бориса Усенко, который сообщил, что новая схема — детище Росприроднадзора, мы написали запрос в эту организацию с просьбой дать пояснения по схеме сбора и утилизации опасных отходов.
В ответ мы получили много ссылок на законы, но ни одного конкретного ответа. Что удалось расшифровать: ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на всей территории страны. Эти функции выполняет известная всем госкорпорация «Росатом», ФГУП «ФЭО» — одно из его предприятий.
В ФГУП «ФЭО», на которое ссылаются омские участники рынка, нам ответили, что «сбор отходов от населения находится вне полномочий федерального оператора». Они собирают, транспортируют и утилизируют мусор от юридических лиц и ИП.
«Несите в пакетике от хлеба»
В управляющих компаниях, куда нам также неоднократно советовали обратиться, дескать, они должны принимать от населения опасные отходы, с нами общались недружелюбно. В УК «Заря-Восход» честно сказали, что этим не занимаются. Такой же ответ мы получили от УК «Полёт». В УК «Уют-Центр» ответили о приёме градусников отрицательно, а на наш вопрос о батарейках пояснили: «Нести нужно в одной руке по 5–10 штук, в пакетике от хлеба. Машину вам для этого гнать не нужно». И бросили трубку. В УК «Ленинское» и «Жилищник» отказались от комментария, услышав, что вопрос задаёт журналист.
Омский эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачёв считает, что в этом нет ничего удивительного.
«Управляющие компании не обязаны принимать батарейки и градусники. Если говорить юридически, существует Постановление Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме». В нём написано, что мы должны делать. Вот лампы люминесцентные, в которых содержится ртуть, мы обязаны принимать, а остальное — нет. Жильцы платят пять копеек с квадратного метра за вывоз этих лампочек. Мы заключаем договор с уполномоченной компанией, которая их должна утилизировать. А куда уж те девают… Одного посадили: брал деньги с управляющих компаний, а сам закапывал это всё в болотах Тюмени. Батарейки, ртутные лампы и прочее — это проблемы государства, которые оно не хочет решать. Мусор копится, он никуда не уходит и очень вредный», — поясняет Александр Лихачёв.
Мы не сдались и позвонили в региональные МЧС и Роспотребнадзор, так как эти организации также указываются в интернете как те, куда можно обратиться, если разбился ртутный термометр.
Но в обоих ведомствах от этой функции открестились и посоветовали позвонить в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области». Но и там нас постигла неудача. В ведомстве сообщили, что термометры не принимают, ртуть не убирают, но могут сделать замеры вредных испарений после уборки и проветривания помещения. Круг замкнулся.
Элементы пропитания
Если с градусником мы не смогли найти крайних, то с батарейками картина выглядит оптимистичнее. Реформа не коснулась этих отходов: круговорот батареек в природе не вошёл под контроль ФГУП «ФЭО». В Омске можно найти более 60 контейнеров для сбора батареек. Их адреса легко отыскать в любом справочнике. В области пункты приёма использованных элементов питания работают в 14 районах, всего их порядка 40.
От населения батарейки принимают бесплатно. Кроме того, на сдаче батареек жители могут даже подзаработать. Правда, за деньги на вес принимают только серебросодержащие батарейки-таблетки. За 100 г можно выручить одну тысячу рублей.
Например, «таблетки» с серебром выкупает челябинская ГК «Мегаполисресурс». Как выяснила газета «Ва-БанкЪ», ей принадлежат 25 пунктов по приёму элементов питания в Омске. Из батареек «Мегаполисресурс» извлекает диоксид марганца, цинк, железо и серебро.
ОБРАЩЕНИЕ РЕДАКЦИИ
Мы понимаем, что проблемой раздельного сбора мусора и утилизацией опасных отходов в нашей стране занялись не так давно. Проект с федеральным оператором только стартовал, и выводы делать рано. Но всё же, господа чиновники, что делать пенсионерке с разбившимся градусником? Ждём внятного ответа.
Ом1